По ее мнению, это позволит избежать технологической монополии и стимулировать конкуренцию.

«Когда технология достигает определённого уровня зрелости, государство должно добиваться того, чтобы она была доступна всем, а не только одному крупному участнику. Это необходимо, чтобы поддерживать конкуренцию и вкус к инновациям», - заявила Набиуллина, обращаясь к главе Сбербанка Герману Грефу.

По её предложению, если крупный игрок развивает социально значимый элемент инфраструктуры, то через два-три года после окупаемости проекта он должен предоставить доступ к технологии другим участникам рынка. В противном случае регулятор, по её словам, создаст альтернативное решение, доступное всем.

Греф ответил с иронией: «Нас никто не спрашивает». Он подчеркнул, что если банкам будут давать лишь пару лет на использование собственных разработок, то «лучше и не начинать». Глава «Сбера» привёл в пример биометрию, на развитие которой банк тратил десятки миллиардов рублей почти десять лет, и отметил, что многие технологии окупаются крайне долго.

«Когда мы вернём эти деньги и вернём ли вообще — большой вопрос. Если срок ограничен, а преимуществ нет, разработка теряет смысл», — заявил Греф.

Тем не менее он признал, что технологическая монополия должна быть временной и выразил готовность играть по «правильным и справедливым правилам», которые обеспечат равный доступ к инфраструктуре.

Спор между Сбербанком и Центробанком о доступе к технологиям длится уже несколько лет. После появления Системы быстрых платежей ЦБ ограничил монополию «Сбера» на переводы между физлицами. Аналогичная ситуация сложилась с QR-платежами — сначала систему запустил «Сбер», но затем в рамках СБП её распространили по всему рынку. С осени 2026 года в России начнётся внедрение универсального QR-кода, обязательного для всех крупных банков и торговых компаний.