Как отмечается на официальном сайте Нобелевского комитета, исследователи разработали структуры, в которых ионы металлов образуют соединительные узлы, а длинные органические молекулы действуют как «связующие мосты». В результате формируются кристаллические решётки с крупными полостями, через которые могут проходить другие молекулы.
Эти каркасы открывают широкие возможности в химии и экологии: они применяются для извлечения воды из воздуха, улавливания углекислого газа, хранения токсичных веществ и ускорения химических реакций.
Первые эксперименты с подобной структурой провёл британский химик Ричард Робсон ещё в 1989 году. В 1990-х и 2000-х годах Сусуму Китагава и Омар Яги независимо друг от друга развили идею и создали устойчивые металлорганические каркасы, положив начало новому направлению в материаловедении.
Победители разделят призовой фонд в размере 11 млн шведских крон (около $1,2 млн).
Нобелевскую премию по химии ежегодно присуждает Шведская королевская академия наук. В 2024 году награду получили Дэвид Бейкер, Джон Джампер и Демис Хассабис за создание ИИ-моделей, способных точно предсказывать структуру белков.