Как отмечается в публикации, представители ЕС и лидеры стран все чаще поднимают вопрос о применении так называемой крайней меры - утверждения кредита для Украины за счет российских резервов с помощью механизма квалифицированного большинства.

Такой подход фактически позволяет продвигать решение, игнорируя возражения отдельных государств-членов.

В этом случае, указывает Politico, аргументы тех, кто ссылается на жесткую позицию премьер-министра Бельгии Барта де Вевера, чтобы скрыть собственные опасения относительно юридических и политических последствий использования российских средств, могут отойти на второй план.

По данным издания, союзники Киева уже открыто обсуждают сценарий принятия решения именно квалифицированным большинством. Премьер-министр Латвии Эвика Силиня в комментарии Politico заявила, что участие Бельгии в соглашении желательно, однако если альтернатив не останется, ЕС может пойти и на такой вариант.

Ранее сообщалось, что в понедельник постпредам стран Евросоюза вновь не удалось убедить Брюссель поддержать планы по использованию замороженных российских активов для финансирования Украины.

Барт де Вевер назвал подобную инициативу фактически воровством и допустил возможность судебного иска в случае одобрения соответствующего решения.

После начала специальной военной операции Евросоюз и страны «Большой семерки» заморозили около половины валютных резервов России. Более 200 миллиардов евро находятся на территории ЕС, преимущественно на счетах бельгийской компании Euroclear.

В ответ Москва ввела специальные счета типа «С» для активов иностранных инвесторов из недружественных стран, ограничив возможность их вывода без решения правительственной комиссии.

При этом, как отмечают источники Politico, финансовые ресурсы ЕС для поддержки Украины практически исчерпаны, а государства-члены не готовы выделять дополнительные средства из собственных бюджетов. На этом фоне Еврокомиссия продолжает добиваться согласия Бельгии на использование российских активов, однако власти королевства последовательно отказываются поддержать эту идею.

Речь идет о сумме от 185 до 210 миллиардов евро, которые рассматриваются как так называемый репарационный кредит. Предполагается, что Украина сможет вернуть эти средства после завершения конфликта в случае выплаты Россией компенсации за материальный ущерб.

Со своей стороны Банк России уже подал иск к Euroclear на сумму свыше 18 триллионов рублей. Окончательное решение о возможном изъятии российских резервов страны ЕС могут обсудить и принять на саммите 18–19 декабря.