В преддверии очередного похода во власть губернатора Ленобласти Александра Дрозденко мы решили вспомнить тех, кого взаимовыгодно обслуживает его команда.

Напомним, чтобы попасть в заветное кресло и протолкнуть «своих» на сытные места этот персонаж не брезгует ничем.

Еще в мае 2025 года во Всеволожском районе Ленобласти началась своя предвыборная кампания - некие крепкие ребята посещали представителей бизнеса и намекали, что не плохо бы помочь выборам губернатора. Формально это предлагалось оформить как пожертвование, а по факту - все было похоже на неприкрытый рэкет под вывеской электоральной поддержки. Подобное явление уже имело место быть при бывшем главе Всеволожского района Андрее Низовском, которого называли одним из ключевых элементов схемы, пока оный не стал фигурантом уголовного дела за злоупотребление должностными полномочиями - за земельные махинации. Наделы раздавали своим по заниженной цене без проведения публичных торгов.

Низовский, близкий к Дрозденко и в свое время помогавший ему с предвыборкой, успел сначала уволиться, а потом и сбежать за границу, где у его супруги были счета. Позднее он вернулся и заключил контракт на службу в зоне СВО, чтобы прикрыть свои мутные делишки красивой историей. Тогда, весной 2025 года, погорели и бывший замглавы администрации Всеволожского района Ленобласти Андрей Кондрашин и глава администрации Морозовского поселения Денис Крайнов.

Кстати, Низовского можно назвать и кошельком Дрозденко. Ведь именно он в свое время мог обеспечить некой ООО «Хонка Парк» земельку в деревне Медный завод в Юкковском сельском поселении, где элитное жилище оказалось и у тестя Низовского. «Хонка Парк» же имела отношение к Ирине Дрозденко - супруге губернатора.

Сейчас, как поговаривают злые языки, во Всеволожском районе в местной власти согласия нет и они никак не могут договориться, кто будет собирать пожертвования на благо босса. Сам же босс отмалчивается и слухи не комментирует.

Или вот, например, в 2024 году на муниципальных выборах в полный голос говорили о фальсификации. Судя по их жалобам, члены участковых избирательных комиссий клеили на сейфы с бюллетенями самодельные пломбы и срывали индикаторные ленты, что позволяло скрывать некоторую ловкость рук.

И подобных методов не совсем честного подсчета голосов в области разработали не мало.

На чьем же поле играет Дрозденко и кто спонсирует его дорогостоящие хотелки?

Березин и его прятки за ЗПИФ

Чаще всего спонсором, читай - кошельком называют одиозного олигарха, совладельца компании «Евроинвест» Андрея Березина, который в последние годы активно прячет свои активы за ширмы из ЗПИФ и доверенных лиц.

Именно близость к Дрозденко могла гарантировать этому застройщику с мутным анамнезом непотопляемость, несмотря на многочисленные претензии дольщиков. Покровительство Дрозденко мог оказывать и в земельном вопросе.

В результате сделок по сельхозучасткам Березин мог получать их по весьма сходной цене, а потом перепродавать с колоссальной наценкой, делясь с благодетелем.

Имела место и обратная схема, когда власти Ленобласти выкупали у олигарха участки под проекты за весьма звонкую монету. Таким примером может быть ситуация с участками под строительство станции метрополитена в Кудрово.

Несколько лет назад пошли слухи о планах правительства Ленобласти выкупить у Березина за 2 млрд участок под проект. При этом кадастровая стоимость земли была всего-то около 32 тыс. рублей. Подобная сделка вызвала вопросы о силовиков.

Сам же Березин всплывал и в мутной истории о сделке по поставке немецких серверов стоимостью 15 млн долларов, которая прикрывала банальный вывод средств из России.

Несколько лет назад издание «Фонтанка.Ру» сообщило, об якобы обысках, прошедших в офисе «Евроинвеста» Березина, но тот на публикации обиделся и в суде опроверг эти данные, походя раскрыв другие, не менее интригующие факты.

Так, оказалось, что в числе владельцев ООО «Компания «Аудитэксперт», которая фигурировала в том мутном деле, были не только сам Березин и его партнеры, но и Максим Жуков - родственник известного в узких кругах бизнесмена Владимира Голубева, что в 90-е носил прозвище «Бармалей».

Фото: rusprofile.ru

Не брезговал в своем бизнесе Березин и связями с офшорами. Так, например, ИК «Евроинвест» была владельцем компании «Импульс», где ее партнером был зарегистрированный на Кипре офшор «Ракельфар Холдингс Лимитед», на который были также завязаны фирмы «Приморский трест», «Строительные системы», «Инпроектречтранс». В числе владельцев «Импульса» светился и сам Березин.

Фото: rusprofile.ru

После того, как Березин вывел свой бизнес за ЗПИФ, он стал позиционировать себя как учредитель фонда «Евровенчур». Эдакий белый и пушистый.

Вот только директор фонда Роман Романюк, который в свое время был человеком олигарха на заводе «Светлана», оказался тезкой фигуранта криминальной хроники. Человек с такими данными был судим по ст. 162 (Разбой), неоднократно привлекался к административной ответственности за пьяные шатания в общественных местах, распитие спиртных напитков и был частым фигурантом в базе судебных приставов.

Что же касается ЗПИФ, то чаще всего в как бы бывших активах Березина мы видим как управленца - некое ООО УК «Фондовый дом», которое также получило долю в фирме «Рус-Кемпер». Партнерами и основными владельцами последнего выступают дочь губернатора Дрозденко - Юлия Ришар и возможный родственник бывшего чиновника Виктор Пашигоров. Как говорится, связи налицо.

Фото: rusprofile.ru

Родня с прикрытием и ночной губернатор Петербурга Трабер

Когда Дрозденко только избирался в 2012 году, ходили слухи о его связях с банком «Россия» и олигархом Юрием Ковальчуком. Дрозденко, в частности, работал в администрации Ленобласти с тогда еще топ-менеджерами дочерней структуры банка компании «Аброс» - председателем совета директоров Любовью Совершаевой и Михаилом Дедовым.

Повышение же должности до губернаторской тогда связывали с развитием крупнейшего в регионе стратегического проекта морского порта в Усть-Луге Кингисеппского района. Не удивительно, что именно там сытнее всего Дрозденко и кормят по сей день.

Так, например, экс-глава администрации Кингисеппского района Ленобласти, а по совместительству двоюродный брат Дрозденко Виктор Гешеле владеет ООО «Усть-Луга порт проект», которое ранее принадлежало компании «Ультрамар» из Ленобласти. В последнем наследили брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев и миллиардер Андрей Бонч-Бруевич, имеющие тесные связи с Латвией, а его родственница - Bonča-brujeviča Jeļena и вовсе владелица целой пачки фирм в Латвии.

Кстати, г-н Бонч-Бруевич имеет и другой общий бизнес с Гешеле, что намекает нам на возможный статус кошелька и у этого мутного фигуранта с латвийскими связями.

Фото: rusprofile.ru

Важный нюанс: ООО «Усть - Лужская ПТК», созданное в 90-х для обслуживания флота, частично принадлежит Жанне Гешеле, а ранее в числе владельцев была и Ирина Дрозденко. Эдакий семейный подряд на Усть-Лужской полянке.

Свою долю Дрозденко продала Дмитрию Слепову, который партнерствует с сыном бывшего главы региона Вадимом Сердюковым. Последний же в свою очередь тесно связан с Ильей Трабером - скандально известным бизнесменом, более известным в узких кругах как Антиквар. Трабера также называют кулуарно ночным губернатором Петербурга.

Так, ранее Слепов владел ООО «СК Стройгарант», которому принадлежало ООО «Энергомост», в чьих собственниках наследил ранее ООО «ГК ЭФЭСк». В последнем же долю и имел Сердюков.

Связаны Слепов и Сердюков и через АО «ЛОЭСК – электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Там же в свое время долей (через ООО «Росток») владел и Илья Трабер. Вероятно, сейчас в ЛОЭСК, где доля есть и у властей Ленобласти, интересы Трабера представляют его доверенные лица. Вокруг же ЛОЭСК развернулся знатный скандал, в центре которого оказался Дрозденко. Фактически, это намекает на то, что и Трабер может играть свою роль в спонсорской помощи пока еще губернатору.

Мелкие звенья одной цепи

Вышеуказанные фигуры далеко не единственные, кого можно назвать кошельком или спонсором Дрозденко. Среди таковых в свое время могла быть и Татьяна Франус из инвестиционно-строительной группы (ИСГ) «Мавис», но в 2021 году пошли слухи, что губернатор разругался со своим давним «спонсором» на фоне вопроса по передаче «Мавис Строю» недостроя в Мурино. И якобы стоило это 50 млн рублей, которые должны были порешать вопросец, вот только все пошло не по резьбе.

Ходили даже слухи, что большая часть средств пошла на решение PR-проблем Дрозденко перед выборами.

Впрочем ГК «Мавис» продолжает на сегодня работать в Ленобласти, но некоторые объекты строятся со срывом сроков, а сама мадам Франус вышла из целой пачки юрлиц. Бизнес большей частью сконцентрировался в руках Дмитрия Франуса. Не обошлось в этом дивизионе и без офшоров.

Таким образом, за эти годы Дрозденко сколотил вокруг себя вполне успешную сеть кошельков и спонсоров, которые кровно заинтересованы в перевыборах своего благодетеля. А как же электорат, спросите вы? А для этого есть административный ресурс и уже отработанные схемы, гарантирующие и явку 146%, и нужные результаты...